«Апофеоз карьеры, и развилка дальше». Большое интервью с Алексеем Глуховым и Анастасией Глазуновой
Победа на Всемирных играх — наивысшая точка в танцевальном спорте. Мы поговорили с Алексеем Глуховым и Анастасией Глазуновой, о пути к титулу, дисциплине, роли наставников, планах на будущее и о том, почему чемпион «ведет» за собой всю систему.

Алексей Глухов и Анастасия Глазунова
на Всемирных играх в Китае
«Когда ты достигаешь больших целей, осознание приходит не сразу. Должно пройти время. На мой взгляд, у нас с Настей никогда не бывает такого, что мы выигрываем и сразу начинаем чувствовать себя великими», — поделился Алексей.
«Я согласна, осознание того, что ты достиг своей цели, приходит постепенно. Честно говоря, до конца мы еще не осознали», — добавила Анастасия. Такими ощущениями от своей победы поделились чемпионы, когда вернулись в Москву.
Победа на Всемирных играх — огромное достижение. К Алексею и Анастасии еще полностью не пришло осознание, что они достигли этой вершины, но при этом у них есть понимание, что это наивысший титул в танцевальном спорте. Возможность его получить случается раз в 4 года, как олимпийское золото в других видах спорта. Ценность этой победы ощущается, потому что спортсмены долго к ней шли.
О ПОДГОТОВКЕ К ВСЕМИРНЫМ ИГРАМ
Стоит начать с того, как у нас появилась мысль о том, что мы можем побороться за эту медаль. Для этого нам нужно было выиграть Чемпионат мира. После этой высокой награды мы поняли, что в теории можно побороться за золото Всемирных игр.
Подготовка к Всемирным играм ощущалась так же, как к Grand Slam или Чемпионату мира. Пары были примерно те же самые, потому что сначала был отбор, а дальше была квота от каждого континента. При этом ощущения, конечно, другие, потому что ты понимаешь, что такая возможность выпадает раз в 4 года. Больше ответственности и определенного престижа.
У нас такая идеология: если мы знаем, что важный турнир через полгода, то готовимся к нему каждый день на протяжении полугода. Нет такого, что за две недели до соревнования мы активно тренируемся, а до этого момента живем своей спокойной жизнью. Находиться в этом режиме очень непросто. Такой маршрут развития — мотивация, ментальное состояние, физическая форма и все остальное — доступен не каждому.
ОБ ОБРАЗАХ
Диалог Алексея и Анастасии
— На отборочные туры хотелось чего-то необычного, — рассказывает Анастасия. — Вместе с Екатериной Савич мы выбрали костюм с использованием веревок — это более латинский стиль. Классический цвет, но с неординарными деталями. Мы с Екатериной придерживаемся принципа: не шить одинаковые платья в разных цветах на один турнир. Костюмы должны быть абсолютно разными, — продолжает девушка. — Поэтому одно платье было с необычными элементами, а второе — продиктовано фраком Алексея. Он был из синего бархата, и в случае финального выхода мы решили подстроиться под него. Отсюда — выбор белого цвета. У меня так складывается, что на самых ответственных турнирах самое «выигрышное» платье — белое. Это цвет надежды, веры, любви, свежести. В нем всегда есть ощущение победы. К тому же белый — очень традиционный цвет для европейской программы, особенно в финале.
— Плюс в Китае любят белый цвет… — с улыбкой добавляет Алексей. — Хотя, признаться, мы об этом не думали.
— За то, что в этот раз получилось белое платье с голубыми и синими акцентами — спасибо фраку Алексея, — смеется Анастасия.
— Этот синий фрак — своего рода эксперимент. По правилам WDSF допускается темно-синий цвет, официально он называется midnight blue, — объясняет Алексей. — Мы вместе с моим спонсором решили попробовать такую комбинацию.
— Это такой особенный фрак, не на каждый день, — отмечает Анастасия с улыбкой.
— Да, надеваю его не на каждый турнир. Танцевал в нем на Grand Slam и теперь — на финале Всемирных игр. Мне он очень нравится, я чувствую себя в нем уверенно. В танцевальном спорте обычно все внимание сосредоточено на платьях, а мы решили сделать акцент и на образе партнера, — с улыбкой рассказал Алексей.
О ПРОЦЕССЕ …

Если говорить, про сам процесс турнира, то танцевалось прекрасно, потому что организация была на наивысшем уровне. Все было настолько превосходно, как на паркете, так и за его пределами. Атмосфера мероприятия передавалась даже за пределами самого стадиона. Там было приятно просто ходить, а танцевать — еще лучше.
«Самым запоминающимся моментом стал для нас последний квикстеп. На Всемирных играх участвуют как любители, так и профессионалы. На данный момент мы танцуем в категории профессионалы и, когда мы переходили, то не успели попрощаться с парами, с которыми разделяли паркет в категории любители. Перед завершающим квикстепом до выхода на паркет была небольшая пауза — и мы проговорили: “Ребят, похоже, это последний танец, когда мы вместе, одновременно танцуем — на одном паркете”. Все так взбодрились: “Точно, это же последний танец”. Вроде взбодрились, а вроде взгрустнули. Все обнялись, очень тепло друг к другу отнеслись. Последний танец был самый эмоциональный и сплоченный. Вроде как пары соревновались, с одной стороны, а с другой стороны — как будто бы сработало командное ощущение», — поделился Алексей.
ФИНАЛЬНАЯ ТОЧКА
Победа на всемирных играх — это апофеоз нашей танцевальной карьеры, основная финальная точка.

В нашем понимании «финальная» — это не про конец танцевальной карьеры, а про то, что это самая высокая цель, к которой можно было стремиться. Турниров более высокого класса нет. Теперь цели поменяются. Мы хотели бы закончить нашу активную соревновательную карьеру на пике, потому что считаем это правильным. Важно, чтобы нас запомнили именно в такой форме, не хотим «дотанцовывать» в «выживающем» формате много лет.
На данный момент мы на развилке: что предпримем дальше? Выберем новую цель и будем полноценно идти к ней или поменяем всю структуру нашего движения и уйдем в какие-то другие проекты. Сейчас мы находимся на распутье, в стадии принятия решения.
Погружение в атмосферу Всемирных игр, невольно заставляет переосмыслить собственный путь. Там, среди лучших из лучших, особенно ясно ощущаешь, насколько важно не только побеждать, но и знать, ради чего ты это делаешь. Именно в такие моменты рождается осознание: кто такой чемпион.

Чемпион — это тот, кто ведет за собой танцевальный спорт на определенном промежутке времени. Когда пара первая, это значит, что она подает пример своим стилем танца, подходом, отношением к делу, поведением. Из этого следует то, что чемпион — это тот, кого выбрала система. За счет его собственного трудолюбия, физических данных, внешнего вида, подхода, дисциплины и остальных составляющих.
В танцевальном мире много разных систем, и для каждой из них важно, кто чемпион. В дальнейшем он и определяет, в какой парадигме будет развиваться танец. Когда смотрят в целом на любую танцевальную систему (федерацию, ассоциацию и т.д.), на первом месте находятся танцоры. Бальные танцы — субъективный вид спорта. Кто бы что ни говорил, но это не теннис, футбол или хоккей, где игра ведется на счет, и очки определяются по принципу: забил/не забил. Поэтому, когда подрастающие танцоры приходят смотреть на чемпионов, они смотрят на весь финал. Атмосферу создает соперничество на паркете и уникальность каждой пары.

Мы неоднократно слышали фразу: «незаменимых танцоров не бывает» — полностью с ней не согласны. В закрытой системе можно наделать сколько угодно чемпионов, а на мировом уровне должны сложиться все факторы.
Мы всегда испытывали определенное уважение к тому, что люди прошли определенный путь. Он никогда не бывает легким в здоровой системе.
Мы равнялись на всех чемпионов, которые были первыми, потому что у каждого из них были какие-то свои достоинства, к которым хотелось стремиться. Равняться — это не значит копировать, а значит ценить те сильные качества, которые есть в паре, стараться, проанализировав их, привнести это в свой танец. Все, кто был перед нами на протяжении 15-ти лет совместного танцевания, понятно, что ближайших соперников мы старались обходить, соперничать, но те, кто были далеко впереди, являлись примером.
Мы всегда старались выстраивать уважительные, партнерские отношения, как в паре, так и с нашими педагогами — и это, на наш взгляд, ключ к успеху. К счастью, у нас никогда не было серьезных конфликтов с педагогами. Конечно, разногласия бывали, это нормально — как в любой команде или семье.
Эта победа и титул, который мы сейчас имеем, дали нам небольшое преимущество. Теперь мы можем передать ученикам эмоции, опыт, который мы испытали сами на себе. Это ценно и не у всех есть.
На этот счет у нас есть история. Как-то раз нам один из наших основных педагогов в Италии, с которым мы работает уже 15 лет, сказал: «много педагогов вам может передать знания, но очень мало педагогов, которые вам могут передать опыт чемпионства». Он сказал: «Когда вы станете чемпионами мира — я у вас спрошу, какие эмоции вы испытали, и вы мне их расскажете, а не я вам. Я хотел бы у вас поучиться этому опыту, что бы вы порекомендовали». После этой фразы мы задумались: действительно, мы имеем такой опыт, которого у многих нет, и мы можем его передать. Конечно, мы все это анализируем, когда занимаемся с учениками, особенно взрослыми, — что в теории мы можем этим опытом поделиться. Это ощущение, что ты можешь поделиться тем, чем не все могут.
Важно, что мы никогда не решали такие ситуации путем «разворота и ухода». К сожалению, сейчас это стало довольно распространенной моделью поведения — при первых же разногласиях с тренером сразу искать нового. Если бы мы действовали так, то точно не дошли бы до первого места.
Мы до сих пор поддерживаем отношения с нашими первыми тренерами. Потому что ценим вклад каждого, кто помогал нам на пути. Игнорировать таких людей — это всегда шаг назад для пары. Такие команды редко достигают действительно выдающихся результатов.
Наши педагоги учили нас важному принципу: есть иерархия, есть основная команда, и любые решения принимаются через диалог. Даже если мнения не совпадают, мы обсуждаем, ищем общее. Взрослые спортсмены и взрослые люди так и поступают. Уход от проблемы — не решение.
«Чемпионство — это сложный путь. Это много составляющих: дисциплина, ум — очень важно, умение коммуницировать с людьми, способность заставлять себя. Чемпион тот, кто сумел соединить все это внутри себя и со своим партнером», — Анастасия.
«Да, танцы — комплексный вид спорта. В победу на танцевальной арене включено много аспектов. Не обязательно чемпионство, а именно высокий уровень танцевания. Как сказала Настя: самодисциплина, общение с людьми, умение построить свои мысли. Безусловно, влияет образование. Есть много танцоров, которые говорят: “мы в школу не пойдем, потому что нам сегодня будет сложно совмещать учебу и тренировки, и книжки тоже не читаем, потому что мы будем много танцевать”. На самом деле в танцевальном спорте, чтобы стать чемпионом, важно все», — Алексей.
«Для меня 50 на 50. Без спортивной составляющей танца не будет искусства, без искусства не будет спортивной составляющей. В процессе танцевания они все время существуют параллельно», — делится Анастасия.

«В контексте разговора о Всемирных играх, а это спортивное состязание, конечно, я отвечу так: доля спорта в бальных танцах однозначно присутствует. В этой системе ты всегда стараешься быть лучше самого себя, в дальнейшем за счет этого — лучше других. Ты анализируешь соперников, пытаешься понять, что нужно сделать по-другому или какие шаги предпринять, чтобы занять место выше. В процентах я, конечно, не скажу, но часть искусства в танце — неотъемлема», — Алексей.
В этом вопросе можно говорить о всех танцевальных направлениях, потому что балет для обывателей — искусство. Действительно, там нет соревнований, возможно, внутренние, которые не видны зрителю. Искусство, в котором присутствуют колоссальные физические нагрузки и жертвенность.
ТОП-5 СОВЕТОВ ОТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВСЕМИРНЫХ ИГР
· В первую очередь — не бросать попытки. Часто бывает: «не получилось — значит, это не мое». Сначала нужно попробовать до конца. Выложиться на максимум и только потом уже делать выводы.
· Очень важно внимание к мелочам: от внешнего вида и даже запаха — до техники, движений ног. Именно детали формируют общее впечатление.
· Также ключевое — это вера в команду: в партнера и в педагога. Нужно быть открытым для развития, но при этом придерживаться своих принципов.
· Жертвенность — тоже неотъемлемая часть. Люди должны понимать: если ты выбрал спортивные танцы, твоя жизнь уже не будет нормальной в привычном понимании. Это, впрочем, касается любого спорта.
· Режим, тренировки, физическая нагрузка — все это требует дисциплины и отказа от привычного образа жизни. Пока все идут играть в футбол — ты идешь в зал. Это должно быть внутренним маяком.
Больше интересного о танцах ищите в нашем Telegram-канале.
Регистрация
на конкурсы
и фестивали




